Под термином «досудебный порядок урегулирования споров» принято понимать закрепление в договоре или законе условий о направлении претензии или иного письменного уведомления от одной спорящей стороны другой, установление сроков для ответа и других условий, позволяющих разрешить конфликт без обращения в суд.
Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров представляет собой взаимные действия сторон, направленные на разрешение возникших разногласий без вмешательства судебных органов.
Законом Республики Казахстан от 10 января 2018 года № 133-VI ЗРК «Об оценочной деятельности» (ст.8) предусмотрено, право заказчика на досудебное регулирование вопросов имущественной ответственности оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.
В соответствии с законодательством в ПО СРО «Палата профессиональных независимых оценщиков» создан специализированный орган по досудебному регулированию потребительских споров. Специализированный орган осуществляет свою деятельность в соответствии с Законодательством РК и Положением о Комиссии по досудебному урегулированию потребительских споров
Печень регламентирующих нормативных актов:
- Закон Республики Казахстан от 25 июня 2020 года № 346-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей»;
- Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV «О защите прав потребителей»;
- Закон Республики Казахстан от 13 ноября 2015 года № 390-V «О саморегулировании»;
- Приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 24 августа 2020 года № 180-НҚ «Об утверждении перечня субъектов досудебного урегулирования потребительских споров».
Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV «О защите прав потребителей» в соответствии с Законом Республики Казахстан от 25 июня 2020 года № 346-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей» был дополнен Главой 6-1, предусматривающей новую процедуру защиты прав и законных интересов потребителей, в том числе, введен трехступенчатый механизм рассмотрения жалоб на некачественные товары, работы и услуги:
– Первый этап – рассмотрение жалобы продавцом самостоятельно, либо прибегая к услугам субъектов досудебного урегулирования споров.
– Второй этап – при неудовлетворении потребителя ответом продавца рассмотрение жалобы осуществляется уполномоченным органом (Комитет по защите прав потребителей и его территориальные подразделения).
– Третий этап – только в случае неурегулирования спора в ходе двух вышеуказанных этапов потребители вправе обратиться в суд.
Таким образом, предварительно разрешить потребительский спор возможно путем обращения к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора – арбитражу, медиатору, общественному объединению потребителей, Департаменту по защите прав потребителей, ассоциациям (союзам) либо саморегулируемой организации.
Согласно пункта 135 Приказа Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 24 августа 2020 года № 180-НҚ «Об утверждении перечня субъектов досудебного урегулирования потребительских споров», Палата оценщиков «Саморегулируемая организация «Палата профессиональных независимых оценщиков», включена в перечень субъектов досудебного урегулирования потребительских споров.
В соответствии с решением Совета Палаты от 10.11.2021 года в Палате был образован специализированный орган – Комиссия по досудебному урегулированию потребительских споров.
Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.09.2022 г.)
Статья 42-8. Досудебное урегулирование потребительского спора1. Потребитель вправе предложить продавцу (изготовителю, исполнителю) передать спор на рассмотрение субъекту досудебного урегулирования потребительского спора – арбитражу, медиатору, общественному объединению потребителей, ассоциациям (союзам) либо саморегулируемой организации, членом которой является продавец (изготовитель, исполнитель), информация о котором размещена продавцом (изготовителем, исполнителем) в соответствии со статьей 33-2 настоящего Закона.При этом продавец (изготовитель, исполнитель) вправе согласиться с потребителем и принять участие в рассмотрении потребительского спора в досудебном порядке.Соглашение о передаче потребительского спора на рассмотрение субъекта досудебного урегулирования потребительского спора оформляется в письменной форме.2. Обращение о рассмотрении потребительского спора в досудебном порядке может быть подано потребителем путем обращения к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора или через Единую информационную систему защиты прав потребителей при наличии письменного соглашения сторон о передаче потребительского спора на рассмотрение субъекта досудебного урегулирования потребительского спора.Субъект досудебного урегулирования потребительского спора предоставляет ежеквартальную информацию об итогах рассмотрения обращений потребителей в уполномоченный орган.3. Рассмотрение потребительского спора в досудебном порядке осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Закона и законодательства Республики Казахстан об арбитраже, медиации, саморегулировании.
«10» ноября 2021 года на основании Протокола Совета Палаты оценщиков «Саморегулируемая организация «Палата профессиональных независимых оценщиков» создан специализированный орган – Комиссию по досудебному урегулированию потребительских споров и утверждено «Положение о Комиссии по досудебному урегулированию потребительских споров»
Для обращения по досудебному урегулирования заявления принимаются по электронному адресу cpa_kz@mail.ru или по адресу Республика Казахстан, город Алматы, улица Манаса 7″Б”, офис 43.
Контактный телефон 8 /727/ 266 50 09, 8 /727/ 375 33 88