Новости палаты

Оценочная деятельность в рамках единого рынка услуг

В целях создания и функционирования единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза, в соответствии с  Протоколом о торговле услугами, решением  Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств 23 декабря 2014 г. N 110 был утвержден   перечень секторов (подсекторов) услуг, в которых будет функционировать  единый рынок услуг в рамках Евразийского экономического союза, в который была включена деятельность по  оценке имущества.

В единый рынок услуг переводятся сектора в части:

1) услуг по оценке жилых зданий и земельных участков, нежилых зданий и земельных участков, а также пустующих земель, предназначенных или не предназначенных для жилищного строительства, предоставляемых за вознаграждение или на договорной основе;

2) услуг по оценке, кроме относящихся к недвижимости.

Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 года № 19 предусмотрено начало функционирования единого рынка услуг по оценке имущества с 1 января 2025 года.

Хотелось бы обратить внимание, что Положения единого рынка услуг не применяются к государственным (муниципальным) закупкам, к услугам и деятельности во исполнение функций государственной власти (т.е. если государственный орган самостоятельно выполняет оценочные услуги по заявке другого государственного органа).

В настоящее время в большинстве стран Евразийского экономического союза действуют ограничения на доступ к рынку оценочных услуг. Профессиональный оценщик, обязан получить разрешение на поставку услуг в соответствии с действующим регулированием оценочной деятельности, включая в отдельных странах обязательную сдачу квалификационных экзаменов и/или вступление в саморегулируемые организации, включение в реестр, а также выполнить другие различные требования.

То есть для того, чтобы выполнить оценку имущества, например, оценщику из Российской Федерации на территории Республики Казахстан, ему необходимо стать членом саморегулируемой организации Палаты оценщиков, для этого пройти обучение, в соответствии с утвержденной Программой и в объеме часов, предусмотренных законодательством РК,   сдать квалификационные экзамены, по  выбранному направлению, получить свидетельство о присвоении квалификации, обеспечить имущественную ответственность.

В свою очередь, Единый рынок услуг – это поставка услуг оценки имущества без ограничений, изъятий и дополнительных требований, автоматическое признание любых национальных разрешений оценщика и профессиональной квалификации персонала услугодателя, полученных в одной стране Союза на территории любых других стран Союза, а также реальная возможность работать без создания компании в любой другой стране ЕАЭС.

Т.е.  оценщики из стран ЕАЭС получают беспрепятственный доступ на рынок без каких-либо ограничений, поскольку единый рынок услуг, гарантирует признание любых национальных разрешений (членства в СРО, квалификационных  аттестатов, свидетельств) во всех странах ЕАЭС, в том числе профессиональной квалификации персонала оценочной компании, а также поставку услуг без повторного учреждения юридического лица.

В целях обеспечения функционирования Единого рынка услуг – государствам-членам ЕАЭС совместно с Евразийской Экономической Комиссией были разработаны ряд документов, таких как Соглашение об административном сотрудничестве, Общие подходы к условиям осуществления оценочной деятельности и Сопоставительный перечень

Соглашение об административном сотрудничестве определяет порядок информационного взаимодействия и направлено на обеспечение административного сотрудничества Сторон в целях обеспечения функционирования  в рамках Союза единого рынка услуг по оценке имущества.

Общие подходы предусматривают право услугодателя любого государства-члена на поставку услуг по оценке имущества (допуск на рынок) и направлены, в том числе на решение ряда задач при функционировании ЕРУ:

  • обеспечение допуска услугодателей (поставщиков услуг по оценке имущества) на рынок оценочных услуг по оценке имущества на основании имеющихся у них разрешений и (или) квалификации страны регистрации услугодателя;
  • обеспечение открытости информации об услугодателях (услугодатель уведомляет компетентный орган его регистрации о намерении поставлять услуги по оценке имущества в любые другие государства-члены);
  • обеспечение ведения в каждом государстве-члене реестра поставщиков государства – члена Союза, поставляющих услуги по оценке имущества на территориях других государств членов;
  • обеспечение контроля компетентными органами государств-членов Союза за деятельностью услугодателей из других государств-членов;
  • приостановление права услугодателя осуществлять оценочную деятельность в других государствах-членах Союза в случае нарушения им нормативных правовых актов страны реципиента (принимающей) в области оценки имущества, предусматривающих приостановление или лишение права оценщика заниматься оценочной деятельностью, а также восстановление права услугодателя осуществлять оценочную деятельность при условии устранения оснований для его приостановления.

Поскольку Общие подходы к условиям осуществления оценочной деятельности в рамках функционирования ЕРУ являются обязательными для внедрения в законодательство стран ЕАЭС в области оценочной деятельности,  в Закон об оценочной деятельности Республики Казахстан планируется внести изменения. В рамках заседаний рабочей группы по внесению изменений в ЗОД, в течение 2024 года были отработаны вопросы имплементации  Общих подходов в законодательство об оценочной деятельности.

Так в Закон вводятся новые понятия, такие как «услугодатель», «сопоставительный перечень» и др. Внесены новые компетенции для уполномоченного органа в области оценочной деятельности, в частности ведение реестра услугодателей на территории РК, появятся новые компетенции и для саморегулируемых организаций, которые будут осуществлять контроль за деятельностью услугодателей. Закон дополнен обязанностями оценщика, услугодателя по оказанию услуг на территории Республики Казахстан и другого государства-члена ЕАЭС.

Проведена большая работа по уточнению и изменению отдельных статей закона, которые не относятся к деятельности на едином рынке услуг. Исключены или объединены статьи  дублирующие полномочия или те, нормы которых,  описаны в других законных или подзаконных актах. Пересмотрены отдельные нормы по лишению, приостановлению квалификационного свидетельства и членства в Палате. Исключается норма о замене  лицензии на осуществления оценочной деятельности на  свидетельства о присвоении квалификации «оценщик» без прохождения квалификационного экзамена  и др..

 

В настоящее время проект Закона об оценочной деятельности в РК находится на рассмотрении в государственных органах МЮ и МНЭ. В дальнейшем будет направлен в Правительство и Парламент для рассмотрения.

 

Увайсова Х.М., REV

Председатель Комитета по стандартам